[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Современное вооружение США, России и Германии » Россия » Наземная техника России
Наземная техника России
Денис-STALKER Дата: Понедельник, 31.05.2010, 11:35 | Сообщение # 1
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
Здесь оставляем описание и картинки о наземной техники России.

Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
Денис-STALKER Дата: Воскресенье, 13.06.2010, 09:33 | Сообщение # 2
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
Чёрный орёл (танк)

Не следует путать с танком Т-95.

Чёрный орёл («Объект 640») — перспективный российский танк, разработанный в 90-е годы Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Первый опытный образец был впервые продемонстрирован в 1997 году и представлял собой ходовую часть танка Т-80У с установленной на ней башней новой конструкции. В дальнейшем был создан образец с башней, установленной на семикатковое шасси.

Конструкция танка

Броневой корпус и башня

позволило значительно усилить верхнюю лобовую деталь и устранить ослабленную зону в районе перископов механика-водителя. Корпус танка поделён на три изолированных друг от друга герметичных отсека, установленными вдоль продольной оси, вертикальными бронированными листами. В боковых отсеках размещены топливные баки. В центральном отсеке расположено отделение управления, связанное с боевым отделением. Места для членов экипажа расположены в корпусе танка ниже уровня башни. Доступ к ним осуществляется через люки командира и наводчика в корпусе башни и люк механика-водителя в корпусе танка. Места экипажа оборудованы регулируемыми сиденьями, имеющими два положения: походный и боевой. При переводе сидений в боевое положение экипаж находится ниже уровня погона башни. В походном положении наводчик и командир танка располагаются в корпусе и в башне.Со стороны топливных отсеков вертикальные бронированные листы корпуса покрыты плитами из противорадиационного материала, а со стороны отделения управления и боевого отделения — плитами из противоосколочного материала. Боекомплект расположен в автомате заряжания, установленном в нише башни и выполненном в виде съёмного бронированного модуля с вышибными броневыми панелями, срабатывающими в случае детонации. Башня сварная принципиально нового типа. Выполнена в виде двух симметрично разнесённых броневых отсеков, жёстко закреплённых на общем основании. Отсеки образованы разнесёнными между собой и расположенными соосно внутренними и наружными боковыми стенками, выполненными по переднему контуру в секторе от амбразуры до поперечной оси башни в виде усечённых пирамид.

Система вооружения

Вооружение состоит из 125-мм пушки, спаренного с ней 7,62-мм пулемёта и дистанционной зенитной установки с 12,7-мм пулеметом «Корд».

Двигатель

Танк оснащён новым газотурбинным двигателем мощностью более 1500 л.с. и имеет боевую массу 48 т. Таким образом удельная мощность танка превышает 30 л.с./т и, как следствие этого, динамические характеристики «Чёрного орла» должны значительно превосходить характеристики западных танков третьего поколения, имеющих удельную мощность 20-25л.с./т

Перспективы проекта

По заявлениям представителей Минобороны РФ, производство перспективного танка «Объект 640» не предусматривается. Тем не менее, решения, отработанные на данном образце, послужат значительным заделом для модернизации существующих танков.В течение многих лет в средствах массовой информации неоднократно появлялись сообщения о ходе разработок и испытаний танка «Чёрный орёл», однако никаких подробностей о сроках и планах выпуска в серийное производство не сообщалось. Однако 12 сентября 2009 года временно исполняющий обязанности главы военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Минобороны России полковник Владимир Войтов заявил, что танка «Чёрный Орёл», называемого бронемашиной четвёртого или даже пятого поколения и известного также под названием «Объект 640», не существует.

Интересные факты

Во время демонстраций танка на выставках башня танка всегда была укрыта плотной маскировочной сеткой.


Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
Денис-STALKER Дата: Воскресенье, 13.06.2010, 09:59 | Сообщение # 3
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
Т-80

Эта статья про советский основной боевой танк. Информация про советский лёгкий танк периода Второй мировой войны приведена в статье Т-80 (лёгкий танк)

Т-80 — основной боевой танк производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на «Кировском заводе» в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Республики Беларусь, Южной Кореи, Кипра и Пакистана. На его базе создан современный танк Т-84, выпускаемый на Украине.

Первый «кировский» газотурбинный танк нового поколения, «объект — 219СП1», изготовленный в 1969 году, внешне был подобен опытному харьковскому газотурбинному Т-64Т. На машине был установлен двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л. с., разработанный НПО им. В. Я. Климова. Следующий «объект — 219СП2» — уже значительно отличался от исходного Т-64: испытания первого прототипа показали, что установка нового, более мощного двигателя, возросшая масса и изменившиеся динамические характеристики танка требуют внесения существенных изменений в ходовую часть. Потребовалась разработка новых ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков, гусениц с обрезиненными беговыми дорожками, гидроамортизаторов и торсионных валов с улучшенными характеристиками. Была изменена и форма башни. От Т-64А сохранились пушка, боеприпасы, механизм заряжания (отличный от автомата заряжания, стоящего на Т-72 и его модификациях), отдельные узлы и системы, а также элементы бронезащиты.

Характеристики

Т-80У:
Вес — 46 т.
Экипаж — 3 чел
Пушка: 125-мм гладкоствольная
Скорострельность пушки: до 12 в/мин
Боекомплект, выстр: Т80Б - 38, Т80У - 45
Заряжание: автоматическое
Двухплоскостной стабилизатор
Управляемая ракета 9К119 с управлением по лучу лазера
Пулеметы: один 12,7-мм, один 7,62-мм
Двигатель: ГТД, мощность 1250 л.с. (919 КВт)
Скорость — 80 км в ч.
Запас хода — 412 км, с дополнительными бочками — 562 км.
Расход топлива по шоссе — 4 л/км;
Время полной заправки — 23 мин (при давлении 1,5 атм,)
Защита от ОМП
Встроенная динамическая защита

Модификации

Объект 219Сп1 нач.1970-х гг. Опытный танк-прототип, создавался как вариант Т-64 с газотурбинным двигателем.

Объект 219Сп2 нач.1970-х гг. Предсерийный образец с новой ходовой частью (гусеницы с обрезиненной дорожкой и РМШ, обрезиненные катки).

Т-80 объект 219Сп2 1976 г. Базовый вариант с двигателем ГТД-1000Т (1000 л.с.) и башней Т-64А, 125-мм пушкой 2А46-1 с теплозащитным кожухом, электромеханическим МЗ (подобным установленному на Т-64А) и оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. Боевая масса 42 т. Серийно производился с 1976 по 1978 гг.

Т-80Б объект 219Р 1978 г. Установлены: КУВ 9К112-1 «Кобра» и СУО 1А33 (лазерный прицел-дальномер 1Г42, БВ 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43, комплект датчиков), пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча», усилено бронирование башни; с 1980 г. устанавливался двигатель ГТД-1000ТФ (1100 л.с.) и башня, унифицированная с Т-64Б; с 1982 г. устанавливалась пушка 2А46М-1 «Рапира». Боевая масса 42,5 т.

Объект 219РД. Опытный образец, оснащенный дизельным двигателем А-53-2 мощностью 1200 л.с.

Объект 219Е. Опытный образец.

Объект 644. Опытный образец, оснащенный дизельным двигателем В-46-6

Объект 478 1976 г. Опытный образец; шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД и башней «объекта 476».

Т-80БК (объект 630). Командирский вариант Т-80Б с дополнительной установкой навигационной и радиоаппаратуры.

Т-80БВ (объект 219РВ) 1985 г. Серийный вариант Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт». Боевая масса 44,5 т.

Т-80БВК. Командирский вариант Т-80БВ, аналогичный Т-80БК, но с навесной ДЗ.

Т-80БМ1. Опытный вариант Т-80Б с установленным комплексом активной защиты «Арена-Э».

Объект 219А. Опытный вариант Т-80 с литой башней «объекта 476», имелся образец с навесной динамической защитой, стал прототипом Т-80У.

Т-80У объект 219АС 1985 г. Установлены: КУВ 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш» (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный БВ, стабилизатор 2Э42, ПРНК ТПН-4С, комбинированный ночной прицел ТПН-4 «Буран-ПА»), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», ППО 3ЭЦ13 «Иней», новая комбинированная броня с встроенной ДЗ; с 1990 г. устанавливался двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.) и КУВ 9К119М «Инвар». Боевая масса 46 т.

Т-80УК нач.1990-х гг. Серийный командирский вариант Т-80У. Установлены: система «Штора-1», тепловизор «Агава-2» (не на всех), новый датчик параметров атмосферы, радиостанции Р-163У и Р-163К, навигационная система ТНА-4, система дистанционного подрыва ОФ-снарядов, автономная энергоустановка АБ-1-П28.

Т-80УМ 1992 г. Модернизированный вариант Т-80У (тепловизор «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У).

Т-80УЕ 1995 г. Вариант Т-80УМ, разработанный специально для греческого тендера; установлены гидрообъемная передача и новые органы управления.

Т-80УМ-1"Барс" 1997 г. Вариант Т-80УМ с комплексом активной защиты «Арена-Э», установлен двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, оснащен дополнительно следующими системами и комплексами: «Штора-1», «Велиж», ТВН-5, Р-163-50У, Р-163УП, системой кондиционирования воздуха.

Т-80У(мод.) 2001 г. Модернизированный вариант Т-80У, оснащен пушкой 2А46М-4; усовершенствованный прицел 1Г46М, танковая ИУС 1В558, прицел командира ТО1-К04, стабилизатор 2Э42М, система замера параметров атмосферы Т04В-8, система 1ЭЦ29, теплоизолированное МТО, кондиционер.

Т-80УЕ-1. Модернизация Т-80БВ ОЗТМ. Включает установку башни от утилизированных танков Т-80УД (аналогичная Т-80У), усовершенствованной СУО 1А45-1 и ряда других усовершенствований.

Т-80УА (позже 2001 г., до 2009 г.) - вариант единой модернизации всех выпущенных до Т-80У танков Т-80, состоящих на вооружении ВС России. Разработан КБ ОЗТМ. Модернизация по оборудованию до уровня Т-80УМ1, с установкой ночного тепловизионного прицела с оптико-электронным преобразователем третьего поколения.

Т-80УМ-2. Опытный вариант Т-80У(М) с установкой комплекса активной защиты «Дрозд-2».

«Черный орел» (объект 640) 1999 г. Прототип перспективного танка на базе удлиненного шасси Т-80У, ходовой макет демонстрировался впервые в 1997 г., оснащен усиленной комбинированной и встроенной ДЗ корпуса и башни, КАЗ «Дрозд-2», сварная башня имеет новую конструкцию с АЗ продольного типа в кормовой нише, автоматизированная СУО включает комбинированные панорамные прицелы командира и наводчика, предполагалось оснастить танк 152-мм пушкой и 1500-сильным газотурбинным двигателем; боевая масса 48 т.

Т-80УД "Береза" (объект 478Б) 1987 г. Дизельный двигатель 6ТД (1000 л.с.), зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением; первые варианты оснащались навесной ДЗ, с 1988 г. — встроенная ДЗ, как на Т-80У; боевая масса 46 т; к 1995 г. все Т-80УД Российской армии выведены из эксплуатации, их производство продолжилось на Украине (танк Т-84).

Т-80УДК. Командирский вариант Т-80УД с дополнительными средствами связи и навигации.

Объект 478Б. Опытный вариант Т-80УД с ТПН-4 «Буран-Э» и системой «Айнет».

Объект 478БК. Опытный вариант Т-80УД со сварной башней («Береза-катанная»).

Объект 478ДУ(2). Опытный вариант Т-80УД со стальными и обрезиненными катками.

Т-84 объект 478Б. Усовершенствованный вариант Т-80УД, созданный на Украине; оснащен системой «Штора-1», новой ДЗ.

Т-84 объект 478БЭ 1996 г. Экспортный вариант Т-80УД, созданный на Украине специально для поставок в Пакистан.

Т-84М «Оплот». Экспортный вариант Т-84, приспособленный для эксплуатации в жарком и высокогорном климате.

Т-84-120 «Ятаган». Экспортный вариант Т-84 с 120-мм пушкой (под стандарт НАТО),созданный на Украине специально для поставок в Турцию. Оснащен двигателем 6ТД-2 (1200 л.с.); установлены новая сварная башня с АЗ в кормовой нише и встроенная ДЗ «Нож».

Т-80АТ. Вариант глубокой модернизации Т-80У(М) (двигатель ГТД-1250Г, пушка 2А46М-4, встроенная ДЗ «Кактус», сварная башня новой конструкции с АЗ в кормовой нише, новая СУО с тепловизором, комплектом датчиков, спутниковой навигацией, танковой ИУС, система «Айнет»).

Где можно увидеть

В Санкт-Петербурге Т-80БВ можно увидеть возле НПО Спецматериалы и Т-80Б в Военно-историческом Музее Артиллерии, Инженерных Войск И Войск Связи (Я там был, прикольный музей и Т-80 тоже видел). В Свердловской области, город Верхняя Пышма в музее под открытым небом рядом с проходной УГМК. В Саратове в музее боевой техники «Парк победы» на Соколовой горе; танк, находящийся в этом музее, скорее всего является раннесерийным или опытным образцом Т-80У, что легко заметить по новой башне, расположению стоек под НСВТ, а также новой СУО; на машине стоит комплекс ДЗ «Контакт-1» и довольно интересная конструкция крышки МТО. http://groll.ru/wehr/t-80bw-23.html здесь можно увидеть крышку МТО, а также остальные фото.

Еще один Т-80Б можно увидеть в Музее техники Вадима Задорожного (Музей техники Вадима Задорожного разместился на территории более 40 тысяч квадратных метров в заповедном уголке ближнего Подмосковья — вблизи усадьбы Архангельское Красногорского района на четвертом километре Ильинского шоссе.)

В музее БТ вооружения и техники (Кубинка) Т-80БВ и Т-80У; на самом деле Т-80БВ стоящая в Кубинке является объектом 291А (прародитель Т80У), это легко определить по ЗПУ, расположению набашенного ДЗ и новой башне в целом.

Перед частью в Сертолово (Лен.обл); на постаменте стоит один из первых серийных Т-80 (объект 219Сп2 1976 г)

Т-80У стоит на постаменте на военной кафедре МИСИС (Московский Институт Стали и Сплавов)

Также в Мемориальном комплексе «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» можно увидеть «Т-80УД» (на самом объект 478, выдаваемый за Т-80УД (объект 478Б)).

Объект 219А в музее Кубинка

Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Т-80У в Кубинке

На вооружении

СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам

Россия:
Армия России — более 6500 Т-80БВ и Т-80У, по состоянию на 2009 год

Морская пехота России — несколько десятков Т-80БВ, по состоянию на 2007 год

Белоруссия — 92 Т-80, по состоянию на 2010 год

Кипр — 27 Т-80У и 14 Т-80УК, по состоянию на 2009 год

Республика Корея — 80 Т-80У и Т-80УК, по состоянию на 2009 год

Пакистан — 320 Т-80УД, по состоянию на 2009 год

Украина — 167 Т-80, по состоянию на 2009 год

В массовой культуре

В отличие от ставшего в западной культуре символом советской и российской армий Т-72, Т-80 довольно редко фигурирует в литературе и кино. Наиболее часто упоминается в произведениях Тома Клэнси. Также Т-80БВ фигурирует в фильме «Чистилище». В сериале «Танки грязи не боятся» главную роль исполняет Т-80У. В фильме "Стритрейсеры" в самом начале соревнуются два Т-80БВ.

В компьютерных играх: «Operation Flashpoint», «Tom Clancy's Ghost Recon», «ArmA», «World in Conflict».

В игровой индустрии

Практически все доступные в России модели Т-80 в масштабе 1:35 выпускает российское предприятие "Звезда". В ассортимент входят танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80УД с весьма высокой степенью приближения к реальности. Также известна модель Т-80УДК украинской фирмы "Скиф", однако качество сборки уступает российскому производителю.

Боевое применение

Утром 4 октября 1993 года шесть танков Т-80УД 12-го гвардейского танкового полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии выдвинулись на Калининский мост напротив «Белого дома» — здания Верховного совета Российской Федерации. Около 12 часов дня танки открыли огонь. Было выпущено 12 снарядов калибра 125 мм: 2 бронебойно-подкалиберных и 10 осколочно-фугасных. После обстрела танки переместились на набережную Т. Шевченко, где и находились до конца дня.

Танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У использовались Российской Армией в ходе Первого штурма Грозного и Операции «Джихад». Прежде всего следует отметить, что «восьмидесятки», как впрочем и почти вся другая бронетанковая техника, применялись неадекватно ситуации. Однако известны случаи, когда Т-80У выдерживал до 18 попаданий из РПГ. В целом в ходе боев машина проявила себя очень защищённой. По словам солдат, чтобы подбить танк Т-80У, требовалось как минимум 8 попаданий из РПГ-7. Однако, несмотря на живучесть танка, в боях было потеряно 16 Т-80.


Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
Денис-STALKER Дата: Четверг, 30.09.2010, 15:25 | Сообщение # 4
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
БМД-3

БМД-3 «Бахча» (боевая машина десанта-3) — советская боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом. БМД-3 предназначена для транспортировки личного состава воздушно-десантных войск, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя. Принята на вооружение в 1990 г.

История

БМД-3 разработана в КБ Волгоградского тракторного завода. Решение о разработке новой БМД было принято, когда стало ясно, что устранение недостатков у БМД-2 посредством модернизации уже не представляется возможным.

Защита и вооружение

Благодаря двухканальному прицелу вести огонь из пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемёта может как наводчик-оператор, так и командир машины. На машине установлен стабилизированный комбинированный дневной и ночной (активный-пассивный) перископический прицел.

В БМД-3 установлены индивидуальные универсальные сиденья для всего боевого расчёта (7 человек), которые крепятся не к днищу, а к крыше корпуса, это повышает защиту расчёта машины от мин и фугасов.

Имеется защита от оружия массового поражения.

Боекомплект, шт.:

30-мм выстрелы к пушке 2А42 (500)
патроны калибра 7,62 мм (2000)
ПТУР «Конкурс» (4)
выстрелы к гранатомёту АГС-17 (290)
патроны калибра 5,45 мм (2160)
Авиатранспортирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124, Ми-26
Авиадесантирование: Ил-76, Ан-22, Ан-124

Модификации БМД-3

БМД-3М «Бахча-У» (позже — БМД-4)
БМД-3К «Бахча-К» — командирский вариант.
РХМ-5 "«Повозка-Д-1» — разведывательно-химическая машина.
«Ракушка» — многоцелевая машина (бронетранспортёр).
«Травматизм» — медицинская машина.

На вооружении

Россия — более 1500 БМД-1/БМД-2/БМД-3 по состоянию на 2010 год
Ангола — некоторое количество БМД-3, по состоянию на 2010 год


Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
P@DICT Дата: Вторник, 22.03.2011, 13:33 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Награды: 1
Репутация: 30
Статус: Offline

Т-90

Т-90А на параде в честь 64-й годовщины победы в Великой Отечественной войне.

Т-90 «Владимир» — современный российский основной боевой танк. Создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БМ, однако был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. Индекс Т-90 был присвоен машине по личному распоряжению Президента Российской Федерации. Мелкосерийное производство танка было начато в том же году, всего же на 2010 год на вооружении Российской армии находилось около 250 Т-90. В 2008—2009 годах согласно контракту поставлялось по 63 танка ежегодно. В 2010 году было запланировано производство 63 танков, в войска же поступил 61 танк. На 2011 г. производство Т-90 для Российской армии не запланировано.

Помимо этого, начиная с 2000 года, начаты поставки в Индию, а с 2010 и лицензионное производство танка на заводах Индии. В планах довести число танков этого типа в индийской армии до 1657. Также в 2006—2008 годах были заключены контракты на поставки танка в ряд других стран, в частности, Алжир и Саудовскую Аравию. Стоимость нового Т-90 по контрактам на поставку российской армии составляет 70 миллионов рублей за единицу по состоянию на 2010 год. в марте 2011 года была названа другая стоимость — 118 млн.

История создания и производства

Модификация Т-72, созданная в конструкторском бюро «УКБТМ (Уральское КБ Транспортного машиностроения)» (Нижний Тагил) в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина (первоначальное название танка было «объект 188», или Т-72БУ).

«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, также бывшим развитием серии Т-72. Однако вскоре после распада СССР внедрение в серийное производство «Объекта 187» пришлось свернуть, и в качестве основного танка был избран более простой Т-72БУ, переименованный в Т-90. Тем не менее, впоследствии многие прогрессивные технические решения «Объекта 187» удалось применить в новом, перспективном поколении российских танков. Серийное производство началось в 1992 году. В 1992—1996 годах промышленность поставила сухопутным войскам в общей сложности не более 120 Т-90, затем производство было остановлено и возобновлено лишь в 2004 году. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков 21-й Таганрогской Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии СибВО, а также 108 танковый полк 5-й гвардейской Будапештской танковой дивизии (дислоцировавшийся в Бурятии); один батальон Т-90A выпуска 2004—2005 годов числится в Таманской мотострелковой дивизии.

Конструкция Т-90 повторяет основные принципы советского танкостроения: от зарубежных танков, например, «Абрамс», имеющих просторную компоновку, что увеличивало размер танка, его массу, требовало установки мощного двигателя, снижало возможности для повышения защиты, Т-90 отличается высокой плотностью компоновки (малым заброневым объёмом), применением нетрадиционных средств повышения защищённости (динамическая защита, КОЭП), ракетно-пушечным вооружением.

За основу нового танка был принят советский Т-72Б разработки УКБТМ. С 1985 г. он производился вместе с Т-80У, но отличался от него примитивной неавтоматизированной системой управления огнём (СУО). Таким образом, создание Т-90 подразумевало доведение Т-72Б до уровня Т-80У по всем показателям, чего, однако, до последнего времени не удалось добиться в отношении подвижности.

На Т-90 первых серий («объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-2», обеспечивающий танку индивидуальную защиту от находящихся на вооружении большинства армий мира противотанковых управляемых ракет (ПТУР) с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper head» за счёт создания активных помех их наведению.

Новая версия Т-90 (Т-90А, или «объект 188А1»), поступившая в производство с 2004 г., усовершенствована в ряде отношений. В частности, в качестве ночного прицела установлен современный тепловизор 2-го поколения «Эсса» с полностью стабилизированным полем зрения, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом; прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом брони до 950 мм; вместо 840-сильного двигателя создан 1000-сильный дизель В-92С2. В дальнейшем планируется установка на танк перспективного 1200-сильного дизеля В-99; по некоторым данным, заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило перебросочную скорость наведения башни и улучшило точность стрельбы с ходу. Программа их закупок остаётся крайне ограниченной: к 2015 г. планируется приобретение семи батальонных комплектов (217 машин). В 2007 г. Министерство обороны РФ закупило 60 танков (два батальонных комплекта) Т-90А.

В августе 2007 года было объявлено о поставке около 100 тепловизионных камер модели Catherine FC, французского производителя Thales, для установки их на танках Т-90 российской армии. Камера Catherine FC позволяет обеспечить эффективное распознавание целей в различных условиях освещения, днем и ночью. Она рассчитана на установку в компактных оптоэлектронных модулях, которые могут размещаться на платформах любого рода и в дальнейшем интегрироваться в сложные информационные системы поля боя.

Модификации

Т-90 — первая серийная модификация.
Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
Т-90А — модификация Т-90, с новой сварной башней, двигателем мощностью 1000 л. с., улучшенным тепловизионным оборудованием, новыми элементами динамической защиты и рядом других усовершенствований.
Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90С — экспортный вариант Т-90.
Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения.
Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.

Т-90М

Ведется разработка новой модификации Т-90М. Танк будет иметь совершенно новую конструкцию башни, которая практически лишена ослабленных уязвимых зон и является всеракурсной. Установлен панорамный прицел. Существенно лучше защищена не только фронтальная, но и боковая проекция, а также корма. Самое актуальное в плане защиты — усиленная защита крыши. На танк могут быть установлены пушки как 2А46М5, так и совершенно новое орудие с серьезно улучшенными баллистическими характеристиками — 2А82. Модернизированный танк может быть оснащен новым автоматом заряжания, рассчитанным на БОПС большого удлинения, а в кормовой части башни предусмотрен контейнер для дополнительного боекомплекта. Также возможна установка новой ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V». Комплекс позволит увеличить противоснарядную защиту Т-90 в 1,4 раза по БОПС и в 2,1 раза увеличивает противокумулятивную стойкость. Ведутся работы по внедрению моноблочной силовой установки на базе V-образного 1000-сильного турбодизеля В-92С2 (либо его форсированной версии В-99 мощностью 1200 л.с.), систем управления движения с помощью штурвала и автоматического переключения передач. В настоящее время опытным производством УКБТМ изготовлена только башня.

Тактико-технические характеристики

Описание конструкции

Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — посередине и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек — механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления и наводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.

Броневой корпус и башня

Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 — сварной, башня — литая на Т-90 и сварная на Т-90С и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из многослойной композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.

Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для советских основных боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты — 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же — цельноштампованное, сложной формы.

Точные данные о бронировании Т-90, по состоянию на 2008 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 800—830 мм катаной броневой стали. Бронестойкость же корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами оценивается, также с учётом динамической защиты, в 1150—1350 мм. Эти данные относятся к максимальному уровню бронирования и не учитывают ослабленных зон, имеющихся на любом танке. Для Т-90 ослабленными зонами являются участок верхней лобовой детали в районе смотрового прибора механика-водителя, где толщина брони снижена для возможности выведения прибора на крышу, а также участки башни по бокам от орудийной амбразуры, не имеющие комбинированной защиты и имеющие меньшую толщину.

Активная защита

Российский Т-90 с поднятой трубой ОПВТ для преодоления водных преград по дну (фотограф Alain Servaes)

Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двух инфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления. Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два — точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели.

Вооружение

Основное вооружение

Основным вооружением Т-90 является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров / 6000 мм. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь управляемым вооружением. Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 4000 м, управляемыми ракетами — 5000 м, осколочно-фугасными снарядами — до 10 000 м.

Боекомплект пушки состоит из 42 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 — в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов — бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни — электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному на Т-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность пушки составляет 8 выстрелов в минуту при работе автомата заряжания и до двух выстрелов в минуту — при ручном заряжании.

Комплекс управляемого вооружения

Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами 9М119М. Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена,

Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.

Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.

Для самообороны экипажа, танк оснащается 5,45-мм автоматом АКС74У, пятнадцатью магазинами к нему по 30 патронов и десятью ручными гранатами Ф-1 или РГД.

Система управления огнём и прицельные приборы

Ведение огня из основного и вспомогательного вооружения Т-90 осуществляется комплексом управления огнём 1А45Т «Иртыш», состоящим из автоматизированной системы управления огнём 1А42, ночного прицельного комплекса ТО1-КО1 или ТО1-ПО2Т, прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С и телевизионной системы заднего обзора.

Основным средством наведения на цель пушки и спаренного пулемёта является входящий в состав системы управления огнём информационно-вычислительный дневной комплекс наводчика 1А43. Он, в свою очередь, состоит из прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1 и комплекта автоматических датчиков, определяющих условия стрельбы. Прицельно-дальномерный прибор наведения 1Г46 служит непосредственно для наведения оружия на цель и объединяет в себе перископический прицел с плавно регулируемым в пределах 2,7…12× увеличением, лазерный дальномер, определяющий дальность в диапазоне 400—5000 м, систему их стабилизации в двух плоскостях и систему наведения управляемого ракетного оружия. Электронный танковый баллистический вычислитель 1В528-1 осуществляет автоматическое вычисление необходимого угла возвышения ствола и горизонтального упреждения при стрельбе по движущейся цели, корректировку этих параметров с учётом метеорологических условий, определяемых комплектом датчиков и осуществляет автоматическую наводку оружия в соответствии с этими данными. Помимо этого, как и на остальных советских танках, орудие Т-90 оснащается боковым уровнем и азимутальным указателем для ведения огня полупрямой наводкой и с закрытых позиций.

Командир танка располагает прицельно-наблюдательным комплексом ПНК-4С, обеспечивающим ведение огня из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме — из основного вооружения. В состав комплекса входит электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ТКН-4С, стабилизированный в двух плоскостях. Дневной канал наблюдательного прибора обеспечивает увеличение до 7,5×, ночной — до 5,1×. В ночных условиях работа прибора осуществляется в пассивном режиме, на дальности до 700 м, за счёт усиления естественного освещения, либо в активном режиме, на дальности до 1000 м, за счёт подсветки цели инфракрасным прожектором ОТШУ-1-7 из состава системы «Штора-1». Кроме этого, для наведения зенитной пулемётной установки используется монокулярный телескопический оптический прицел ПЗУ-7

Для стрельбы в ночных условиях, Т-90 первых выпусков оснащались ночным прицельным комплексом ТО1-КО1. В состав ТО1-КО1 входит электронно-оптический перископический ночной прицел ТПН4-49 «Буран-ПА», работающий аналогично наблюдательному прибору командира: в пассивном режиме, на дальности до 1200 м, либо в активном режиме, на дальности до 1500 м. На нескольких опытных машинах устанавливался отечественный тепловизионный танковый комплекс ТО1-ПО2Т «Агава-2», однако он являлся полностью устаревшим, и, начиная с 2004 г., Т-90 получил более современный прицел «Эсса» с интегрированной тепловизионной камерой Catherine-FC производства Thales. Комплекс состоит из стабилизированной в двух плоскостях тепловизорной камеры, при помощи которой как наводчик, так и командир могут осуществлять наблюдение за местностью с индивидуальных экранов, а также производить управление вооружением при помощи стандартной системы управления огнём.

Средства наблюдения и связи

Связь: УКВ радиостанция Р-163-50У и приёмник Р-163-УП. Дальность внешней связи на частотах от 2 до 18 МГц составляет до 350 км. Такая дальность достигается за счёт установки антенны «симметричный вибратор» на 11-метровую мачту.

Двигатель и трансмиссия

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателем модели В-84МС, жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л. с. (618 кВт) при 2000 об/мин. На Т-90 поздних выпусков, Т-90А и Т-90С устанавливается двигатель модели В-92С, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л. с. (736 кВт) при 2000 об/мин.

Машины на базе Т-90

БМПТ - Боевая машина поддержки танков.
ИМР-3М - Инженерная машина разграждения.
МТУ-90 - Мостоукладчик.
Э300 - Универсальное Гусеничное Шасси.
БМР-3М - Бронированная машина разминирования.

Эксплуатанты

Современные

Возможные

Также заявлялось о возможных поставках Т-90 в следующие страны:

Иран
Йемен
Республика Корея
Ливан 180 на 2010 год
Марокко

Эксплуатация

Экспорт

Разрешение о продаже за рубеж экспортного варианта Т-90 под обозначением Т-90С было дано одновременно с принятием танка на вооружение 5 октября 1992 года. Несмотря на это, российский Департамент оборонной промышленности длительное время не допускал Т-90 на международные выставки вооружений, позволяя Уралвагонзаводу демонстрировать лишь Т-72С, что многими авторами связывается с лоббированием чиновниками военного министерства танка Т-80У, конкурировавшего с Т-72/Т-90 на международном рынке вооружений. Впервые разрешение на показ танка на выставке IDEX в Абу-Даби было дано только в 1997 году, однако и в тот раз информация о Т-90 не была представлена организаторам выставки ответственными за это чиновниками, в результате чего танк не был официально включён в её программу. Тем не менее, Т-90 всё же был успешно продемонстрирован на выставке и привлёк внимание иностранных военных специалистов.

Индия

В Индии Т-90 окрестили «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса.

В настоящее время в составе вооружённых сил Индии насчитывается свыше трёхсот танков Т-90, из которых 186 поставлены из России, а 140 собраны в Индии по лицензии. Кроме того, по договору, заключённому в 2001 году, Индия произведёт ещё 1000 танков этого типа.

Министр обороны Индии Д. Сингх назвал Т-90 «вторым после ядерного оружия фактором сдерживания» в конфликте с Пакистаном, который грозил вылиться в крупномасштабную ядерную войну.

В декабре 2007 с Индией был подписан контракт стоимостью $1,237 млрд на поставку ещё 347 танков Т-90С.

Т-90 «Бхишма» вооружённых сил Индии.

11 марта 2006 средства массовой информации сообщили о продаже 180 танков Т-90СА Алжиру. В том же году утвержден дополнительный заказ на 330 машин из Индии.

Оценка машины

Вооружение и защищённость

По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов. Наиболее современные российские бронебойные оперённые подкалиберные снаряды по своим характеристикам уступают западным аналогам, поскольку в применяемом автомате заряжания невозможно разместить БОПС с типичными на сегодня коэффициентами удлинения 35—40: предельная длина активной части ограничена 677 мм и может быть повышена при модернизации АЗ лишь до 750—770 мм. Имеется отставание и во внедрении высокоэнергетических баллиститных порохов (125-мм боеприпасы используют исключительно пироксилиновые пороха). Некоторые специалисты также отмечают, что перевооружение российских танковых частей новыми боеприпасами проходит очень медленно. По мнению некоторых экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, но это мнение спорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на западных танках выполняют не только кумулятивные-осколочные снаряды, имеющие меньшее осколочное действие, но и картечные снаряды, эффективные против живой силы противника. Кроме того, представление об отсутствии на Западе танковых осколочно-фугасных снарядов является не более, чем распространенным заблуждением, поскольку боеприпасы этого типа имеются на вооружении либо готовы к производству во многих зарубежных странах (например, Slsgr 95 в Швеции, M908 HE-OR-T в США, APAM Rakefet/Kalanit в Израиле и DM-11 в Германии).

Танки Т-90А, оснащенные КУВ «Рефлекс-М» с ТУР «Инвар» и «Инвар-М», получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы ТУР в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет отечественным танкам выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника. Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение. Моделирование встречного боя танковых рот (10 танков Т-90 против 10 современных танков М1А1) показало, что, начиная стрельбу ТУР с дальности 5000 м, Т-90 успевают к дальности 2000—2500 м поразить до 50 — 60 % танков противника. Численный перевес определяет исход боя при любой тактике противника. Группировка танков Т-90 выигрывает бой, понеся минимальные собственные потери. Общий вывод очевиден: танк с управляемым вооружением выигрывает бой по двум причинам: -на большой дальности не подвергается ответному огню противника; -начиная с дальности 2500 м выигрывает вследствие высокого могущества боеприпаса и большей вероятности попадания. Даже наличие сильной бронезащиты на танке противника в этом случае не служит определяющим фактором, поскольку могущества управляемого вооружения достаточно для поражения танка независимо от дальности. Учитывая, что по точности стрельбы управляемое вооружение всегда имеет преимущество, выше изложенное позволяет сделать вывод: этот вид танкового вооружения наиболее эффективен (О развитии вооружения танков. А. Шипунов, С. Березин, В. Дудка, Военный парад № 3, 2000).

Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2 км для подкалиберных и 1,5 км для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2500 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, при этом не требуя от наводчика значительных навыков, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных основных боевых танков, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения (LAHAT), превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях. Бо́льшая дальность эффективного огня Т-90 позволяет также отчасти нивелировать недостаток применения на нём автомата заряжания — меньший темп стрельбы в начале боя, по сравнению с ручным заряжанием, использующимся на большинстве западных танков, за исключением Типа 90 и «Леклерка»; причём автомат заряжания последнего обеспечивает ему и существенно бо́льшую, по сравнению с Т-90, скорострельность. Помимо превосходства в танковой дуэли, бо́льшая дальность эффективной стрельбы Т-90 позволяет ему более успешно противостоять оснащённым ПТУР легкобронированным или небронированным машинам, которые хоть и совершенно не защищены от ответного огня танков, могут поражать их, находясь за пределами дальности эффективной стрельбы традиционного танкового орудия.

Система управления огнём Т-90 некоторыми специалистами оценивается как вполне современная и как минимум не уступающая наиболее совершенным зарубежным аналогам. С другой стороны, командирский прицельно-наблюдательный комплекс лишён горизонтальной стабилизации, дальномерного поста, тепловизионного канала, имеет ограниченные углы горизонтального наведения вместо панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и современных российских СУО прицел наводчика — единый многоканальный прибор); стабилизатор Т-90 крайне неточен при движении на скорости выше 25 км/ч, что выяснилось на сравнительных испытаниях Т-80У с аналогичным СТВ: таким образом, по многим параметрам СУО уступает даже западным разработкам конца 1980-х. Зарубежные стабилизаторы не позволяли до 2000 годов производить стрельбу в движении, все демонстрации — прицеливание в движении выстрел только после остановки танка. Вместе с тем, Т-90 ранних выпусков, составляющие подавляющее большинство Т-90 в российской армии, оснащены устаревшими пассивными приборами ночного видения, значительно уступающими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. Так, именно на счёт несовершенства приборов ночного видения Т-72, аналогом которых, пусть и усовершенствованным, являются приборы ранних Т-90, относят значительную часть вины за их высокие потери в Ираке в 1991 году, когда им пришлось вести бой против оснащённых тепловизорами «Абрамсов». Лишь на Т-90А и Т-90С начали устанавливаться тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам производства начала 1990-х гг., но количество Т-90А в российской армии всё ещё незначительно. По некоторым данным, на Т-90А также внедрён стабилизатор с современными характеристиками.

Живучесть

Согласно опубликованной информации, проводились испытания Т-90, в ходе которых танк подвергался обстрелу из танковых пушек и противотанковых гранатометов с малой дистанции, в ходе которых броня танка пробита не была. Однако, отсутствие детальной информации о данных обстрелах (типы используемых орудий и боеприпасов, точки и углы попаданий) не позволяет делать каких-либо выводов об уровне защищённости танка. Опубликовавший данную информацию Суворов полагает, что показатели защищенности Т-90 находятся на высоком уровне.

Однако в настоящее время живучесть Т-90 относится к наиболее проблемным моментам, критикуется российскими военными и признается как недостаточная конструкторами-разработчиками в УКБТМ.

Топливная система на Т-90 относительно уязвима, что связано с тем, что из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения, места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше (хотя на М1 «Абрамс», несмотря на более просторную компоновку два топливных бака также находятся в носовой части, слева и справа от механика-водителя, однако они отгорожены 25-мм броней, а по мере исчерпания баков в корме топливо из передних резервуаров откачивается). Однако по опыту реального боевого применения M1 в Иракской кампании в 2003 году, поражение носовых топливных баков в двух зарегистрированных случаях все же привело к уничтожению танка. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где как минимум часть их размещается в моторно-трансмиссионном отделении; особую опасность создает бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта.

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка; крайняя взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, выявилась уже в 80-х гг . При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является размещение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако из-за распада СССР и его последствий их производство так и не началось). Согласно обобщению опыта Иракской кампании, решение показало высокую надёжность. Другим вариантом повышения взрывобезопасности БК, принятым в мировом танкостроении, является размещение снарядов в защищенных индивидуальных контейнерах либо в «мокрой укладке», но такое решение применяется лишь на наиболее тяжелых современных ОБТ, имеющих самый большой заброневой объем («Меркава» и «Челленджер 2») и на Т-90, по-видимому, внедрено быть не может.

В настоящий момент известно, что на планируемой модернизации «Т-90М» немеханизированный боекомплект все же вынесен в башенную нишу, что свидетельствует о признании российским танкостроением общемирового опыта в области защиты БК.

Мобильность

Ускорение 0-32 км/ч за 12 сек, для сравнения Leclerc менее 6 сек, Abrams 7,2 сек, Merkava Mk.3 10 сек. Новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л.с. повысил скорость танка на поле боя. Двигатель снабжен турбокомпрессором (ТКР), позволяющим увеличить мощность силовой установки до 30 % по сравнению с существующим. Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92. Естественно, что БКП разработанные в 60-х годах уже не полностью соответствуют современным требованиям. Из-з

 
P@DICT Дата: Вторник, 22.03.2011, 13:34 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 25
Награды: 1
Репутация: 30
Статус: Offline

Достоинства

Т-90 демонстрирует преодоление водной преграды в День танкиста

Динамическая защита Контакт-5 и комплекс оптико-электронного подавления Штора-1 в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от ряда противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon»; при условии установки нового комплекса Реликт достижима и защита от более современных ПТС уровня М829А2 и ПТУР TOW-2A.

Малая масса и размеры, способствующие стратегической подвижности, габаритной проходимости, малозаметности на поле боя и снижению вероятности поражения.

Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя ОБПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.

Отличная проходимость, надёжная работа в широком диапазоне температур.

Недостатки

Отсутствует защита экипажа от взрыва боекомплекта, обусловленная его размещением и большим размером

Отсутствует полноценная изоляция топлива от экипажа.

Т-90 несколько уступает в подвижности зарубежным танкам из-за механической трансмиссии и неавтоматизированной коробки переключения передач.

На серийных машинах отсутствует бортовая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени о поле боя, о положении машин своего подразделения, о техническом состоянии танка.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С, установленный на Т-80У и Т-90, не обеспечивает кругового обзора, лишён горизонтальной стабилизации и дальномерного канала, в целом не соответствует стандартам НАТО и настоятельно требует замены; имеются многочисленные претензии и к другим компонентам СУО.

Опыт эксплуатации в Российской Армии

Во время войсковых испытаний танка в начале 90-х гг. поступали положительные отзывы о танке.

Старший прапорщик С. Шклярук:

Quote
Это самая надежная из известных мне машин. Сколько проблем испытывали мои коллеги с газотурбинным двигателем! Особенно на песчаной местности. А этой машине хоть бы что. Ни холод, ни жара не страшны. Её вовремя грамотно обслужи, отрегулируй — годами горя знать не будешь. Вот с этой машиной мы уже пятый год вместе. Около 5000 км прошли.

Однако во время войсковой эксплуатации вскрылось множество проблем, связанных не с конструкцией, а с неправильной эксплуатацией и систематическим разворовыванием танков: так, в 2006 г. в 5 тд в Бурятии комиссия ГАБТУ выявила массовую кражу деталей и разукомплектование танков Т-90; только на первом этапе восстановления этих машин затраты государства составили 650 млн р.

Общий вывод

Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу и приоритет тому или иному танку отдаётся исходя из личных предпочтений автора. Некоторые авторы вообще считают, что общее теоретическое сравнение танков невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.

Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является коммерческий успех ОБТ — так как заказчики перед выбором боевых машин, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные их испытания. Однако и при этом следует учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам.

Командир 5-й гв. омсбр полковник А. Иванаев:

Quote
Если говорить о таких показателях как Боевая эффективность, Живучесть боевой машины, Живучесть экипажа — ну, конечно, она сегодняшним требованиям уже не соответствует… У нас, к сожалению, даже в бригаде танк Т-90, наш один из самых современных танков, все равно принцип как на Т-34 — мы сидим на пороховой бочке, сидим на боеприпасах… Ну, наверное, квалификационным требованиям уже современным не отвечает в полном объёме. Необходима более другая техника.

Генерал-полковник В. Полонский, начальник ГАБТУ в 2006—2008 гг:

Quote
…Отечественный танковый парк в 1,2-1,9 раза уступает по военно-техническому уровню танковым паркам наиболее развитых зарубежных государств. Справка: Коэффициент военно-технического уровня танка Т-90 — 1,5, а у танка М1А2 — 2,2.

Председатель НТК ГАБТУ «Броня-2004» А. Адамчук:

Quote
Сравнительная оценка военно-технического уровня показывает, что лучшие отечественные танки Т-80У и Т-90 не превосходят, а по отдельным показателям уступают зарубежным образцам.

Заместитель министра обороны РФ В. Поповкин:

Quote
Что такое танк Т-90? Будем так откровенно говорить, это хорошая, глубокая модернизация танка Т-34. Даже трансмиссия там — рычаги…

Наличие серьезных недостатков у танка и ситуацию с его отставанием от зарубежных аналогов признают также разработчики и производители.

Конструктор УКБТМ В. Неволин:

Quote
Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его недостаточной живучестью. Все-таки размещение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.

Генеральный директор УВЗ О. Сиенко:

Quote
Если мы в ближайшие пять лет не сделаем новые изделия, то смело можно будет писать на изделиях «Уралвагонзавода» «телеги» или «подводы» — эта техника не будет нужна. Танк — машина незаменимая, все ведущие страны НАТО модернизируют танки, продлевают их ресурс до 2040—2050 годов. Мы согласны, что сегодня наши машины устаревают, но не с годами, а уже по дням.

Однако, в то же время, О. Сиенко на пресс-конференции 14 июля 2010 г. отметил, что согласен далеко не со всеми упреками военных в адрес танков производства УВЗ и сказал, что, поскольку она «востребована в других странах, значит, наша продукция является достаточно качественной».

Однако заслуга Т-90 перед российским танкостроением заключается не столько в ТТХ, а скорее в поддержании производства на Уралвагонзаводе в условиях минимального государственного финансирования, что позволило заключить ряд выгодных экспортных заказов и обеспечить дальнейшую разработку танка нового поколения.

 
Денис-STALKER Дата: Суббота, 21.05.2011, 12:27 | Сообщение # 7
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
БТР-90

Модификация БТР-90М со 100-мм орудием 2А70 и 30-мм пушкой 2А72

БТР-90 «Росток» (также обозначается как ГАЗ-5923) — российский бронетранспортёр. Боевая колёсная плавающая бронемашина, оснащённая вооружением, предназначенная для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск.

Впервые БТР-90 был представлен публике в 1994 году. Разработчик — ОАО «Горьковский автомобильный завод», производителем заявлен ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», серийный выпуск планируется начать в 2011 году.

Испытания бронетранспортёра были завершены в 2004 году. В 2005-2009 гг. ожидалась постановка на вооружение ВС Российской Федерации. Однако в 2010 г. было заявлено об отказе МО от закупок БТР с традиционной заднемоторной компоновкой, в свете которого перспективы серийного производства БТР-90 оказались несостоятельными.

Особенности

БТР-90 оснащён автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колёс с полным приводом. Броня, по сравнению с БТР-80, была существенно усилена. Значительно улучшена противоминная защита, в частности, днище машины имеет V-образную форму — более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционная плоская.

Боевое отделение стабилизировано в двух плоскостях. Это позволяет вести огонь в движении по пересечённой местности. Несмотря на то, что БТР-90 тяжелее и больше в сравнении с БТР-80, он значительно маневреннее своих предшественников. Так, машина может разворачиваться на месте — это возможно благодаря вращению колёс разных бортов в противоположные стороны (подобно танку).

Машина оборудована бортовой информационно-управляющей системой (БИУС).

Существенно возросла огневая мощь. Базовое вооружение состоит из:
Автоматической 30-мм пушки 2А42 (500 выстрелов).
Автоматического гранатомёта АГС-17 (400 выстрелов).
7,62-мм пулемёта ПКТ (2000 патронов).
ПТРК «Конкурс-М» (четыре ПТУР).

Конструкция позволяет устанавливать более мощное оружие, в частности 100 и 125-мм орудие. На БТР установлен комбинированный дневной и ночной прицел БПКЗ-42 и дневной прицел 1П-13. Машина имеет систему защиты от поражающих факторов оружия массового поражения.

Модификации

БТР-90 «Росток» — модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГС-17 и противотанковыми комплексом «Конкурс-М», не оснащенная СУО и тепловизором.

БТР-90 «Бережок» — модификация БТР-90 с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковыми комплексом «Корнет», оснащенная СУО и тепловизором.

БТР-90М — модификация БТР-90. Установлено боевое отделение «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТМ, противотанковый комплекс 9М117М1 «Аркан» или 9К117 «Агона», оснащена СУО и тепловизором.

Машины на базе БТР-90

2С28 «Спрут-К»

Самоходная противотанковая пушка на шасси ГАЗ-5923. 125-мм противотанковое орудие разрабатывалось в ОКБ-9 по руководством Голубева В.А

БММ «Сухожилие»

Многоцелевая бронированная медицинская машина. Разработка машины была начата 1 июня 1997 года согласно договору № НТК/2/459. Предприятием-разработчиком являлось ООО «Прибор-Контроль». Договором предусматривались следующие сроки разработки машины:

Эскизный проект: с июня по декабрь 1997 года;
Технический проект: с декабря 1997 по сентябрь 1998 год;
Разработка конструкторской документации на опытный образец: с октября 1998 по июнь 1999 года;
Создание опытного образца и его предварительные испытания: с июля 1999 по июнь 2000;
Государственные испытания: с июля 2000 по март 2001;
Отработка конструкторской документации по результатам государственных испытаний: с апреля 2001 по декабрь 2001.

На этапе изготовления опытного образца и проведения предварительных испытаний ООО «Прибор-Контроль» в указанные сроки не уложилось. В результате сроки завершения этапа были сдвинуты на март 2006 года. Однако 31 мая 2006 года на совещании было принято решение о закрытии проекта, обосновывая тем, что продолжение данной темы в связи с затягиванием сроков является нецелесообразным.

МЗ-187

Проект 120-мм САО на базе БТР-90. Разрабатывался в специальном конструкторском бюро ОАО «Мотовилихинские заводы». Проект предусматривал размещение боевого отделения САО 2С31 «Вена» на шасси ГАЗ-5923. Однако в ходе выполнения этапа технического предложения была выявлена нецелесообразность создания подобного орудия. Основными причинами послужили ограниченные углы горизонтального наведения в связи с низкой устойчивостью шасси, малый возимый боекомплект и незначительное преимущество по сравнению с ранее разработанным САО 2С23 «Нона-СВК». Работы по данному проекту были прекращены.

На вооружении

Россия — БТР-90 принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации приказом МО РФ № 324 от 9 июня 2008 г., став первым новым российским колёсным бронетранспортёром, принятым на вооружение с момента создания Российской армии. По состоянию на июнь 2009 г. в войсках отсутствует, за исключением опытной партии, поскольку ГОЗ до последнего времени включал лишь производство БТР-80А. В связи с пересмотром концепции вооружений СВ реальная постановка на вооружение находится под вопросом; начата разработка концептуально нового БТР.

Замена

В 2009-2010 гг. в КБ Арзамасского машиностроительного завода началась разработка нового БТР «Гильза» на базе БТР-90. В соответствии с новыми требованиями заказчика, БТР будет скомпонован с размещением МТО в передней части машины и десантного отделения в корме, что позволит усилить защиту и улучшить условия для десанта. Планируются произвести глубокую унификацию с БМП-3М силовой установки, вооружения, единой бортовой информационной управляющей системы, системы бронирования машин и другие усовершенствования.

БТР-90 в компьютерных играх

Armed Assault 2
Battlefield 2


Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
H_A_N_T_E_R Дата: Среда, 27.07.2011, 11:03 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Модераторы
Сообщений: 12
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline

Мдэ...чёт много информациии.... -вот чё нехватает то нам))
 
Денис-STALKER Дата: Понедельник, 01.08.2011, 12:28 | Сообщение # 9
Охотник Мастер!
Группа: Администраторы
Сообщений: 642
Награды: 10
Репутация: 557
Статус: Offline

За создание сайта За хорошию репутации За 50 постов За 100 Постов За 200 Постов
H_A_N_T_E_R, хехе, много хочешь)))

Наша раша, держава наша, страна наша, наша раша!!!

 
Форум » Современное вооружение США, России и Германии » Россия » Наземная техника России
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright (©)2008-2010

Клан сайт: Раша